Как это сделать, рассмотрим на примере Honda Tact. Если же вы владелец Honda Dio, Yamaha Jog, Suzuki Address или любого другого скутера, то и вам эта информация полезна - трансмиссии у большинства из них устроены одинаково. Разница в деталях, но она не принципиальна.
Для ревизии вариатора пластиковую облицовку можно не снимать, но советую -без нее работать легче. Я снял ее еще и потому, что этот аппарат попал в ремонт после падения. Пока поврежденным пластиком занимался маляр, я заменил ремень. А заодно проверил узлы, спрятанные под крышкой. Те, кому предстоят те же хлопоты, запоминайте.
Прежде всего, снимите воздухофильтром крепится двумя болтами. Не забудьте ослабить хомут крепления к карбюратору. Рычаг кикстартера снимать не надо - иначе, когда будете снимать крышку, вал может выскочить из отверстия.. Вставить его на место, скручивая достаточно сильную возвратную пружину, задача не из легких. Убедился в этом на собственном опыте. На некоторых скутерах крышка вариатора состоит из двух половинок.
Крышки сняты:
1 - ведущий шкив,
2 - ведомый шкив,
3 - вал привода электростартера.
Снимите обе. Чтобы оценить износ ремня, измерьте его ширину (см. рисунок). Для скутеров фирмы Honda ширина нового ремня 18 мм. Если она меньше 17 мм, - ремень нужно заменить. То же и для скутеров Кутсо. Для Vespa минимальная ширина 17,5 мм, a Malaguti - 14,85 мм. Так что не поленитесь и, полистав справочную литературу, найдите значение, соответствующее вашему скутеру. И учтите: ширину ремня нужно измерять в нескольких точках по всей длине. Попутно осмотрите рабочие и внутреннюю поверхности ремня. Если увидите трещины или расслоившийся корд, меняйте, не задумываясь. Если он порвется в дороге, аварии, скорее всего, не будет, но толкать скутер обратно - радости мало.
Открутите гайку внешней половинки ве дущего шкива, зафиксировав ее зубчатый венец монтировкой или другим подходящим инструментом. Когда будете искать упор для рычага, будьте осторожны - сломать перегородки картера проще простого. Обычно гайка затянута с большим усилием, и не исключено, что понадобится помощь друга. Откручивайте ее только торцовой головкой или, в крайнем случае, накидным ключом. Если попытаетесь воспользоваться рожковым, можете быть уверены: либо сорвете грани гайки, либо разобьете руку, а скорее всего, и то и другое.
Теперь ремень свободен, и его можно снять. Но не торопитесь собирать все обратно. Есть смысл посмотреть, как себя чувствует валик, на котором расположены шестерни и муфта свободного хода (бен-дикс). На некоторых скутерах его можно вынуть, ничего не разбирая. Проверьте, свободно ли перемещаются подвижные детали этого механизма.
Поверните шестерни в разные стороны, преодолевая усилие пружины. При этом они должны легко раздвинуться, а когда отпустите, быстро, со стуком вернуться на свое место. Если детали движутся туго, промойте их чистым бензином и просушите. Не помогло? Вал с шестернями придется менять. Эта же участь ждет и механизм, в котором пружина ослабла и не возвращает шестерню на место. Иначе, в лучшем случае, стартер при пуске просто не «выкинет» шестерню и будет вращаться вхолостую. В худшем, когда мотор заведется, шестерня бендикса не выйдет из зацепления. Мотор раскрутит ротор стартера до слишком больших оборотов, и он выйдет из строя.
Важное замечание: этот механизм категорически запрещается смазывать. Смазка при вращении может попасть на ремень, а уж тогда вы точно далеко не уедете. Даже если ремень останется сухим, к жирным деталям прилипнет пыль, образующаяся при трении ремня о щеки шкивов, а также дорожная пыль, которая неизбежно попадет в полость вариатора и заклинит эти детали. Проверьте, не разболтана ли втулка, в которой вращается валик в картере. Допустимый люфт на свободном конце валика - 2-3 мм. При большем шестерни тоже может заклинить. Смазывать эту втулку тоже нельзя.
Затем проверьте грузики и корпус, в котором они работают. Раздвигая под действием центробежных сил корпус и крышку, ролики-грузики одновременно сдвигают половинки ведущего шкива, натягивая при этом ремень, который, в свою очередь, преодолевая усилие пружины, раздвигает половинки ведомого шкива. Передаточное отношение вариатора уменьшается, а скорость скутера увеличивается. Хоть грузики и цилиндрической формы, но при работе они не столько перекатываются, сколько скользят. Если для твердой стальной крышки это проходит безболезненно, то мягкие поверхности грузиков и корпус из алюминиевого сплава изнашиваются. Мелкие потертости на цилиндрической поверхности грузиков особого вреда не принесут. Если появились грани шириной до пяти миллиметров, - это тревожный знак. Если же еще больше (бывает, в ремонт привозят скутеры с грузиками треугольной формы), -детали нужно заменить. Ведь, истираясь, ролики-грузики становятся легче, а значит, будут все слабее и слабее сдвигать по ловинки ведущего шкива, и скутер будет плестись потихоньку под бешеный вой мотора. Корпус истирается медленнее, но и он не вечен. На нашей детали видны риски вдоль канавок, в которых движутся грузики. «Криминальных» забоин, в которых они могли бы заедать, нет, и эта крышка еще послужит. Но продольные риски уменьшили опорную поверхность, и новые детали, ползая по ней, сотрутся быстрее.
На «наших» грузиках видны небольшие грани. С ними, хоть и недолго, но можно было бы еще поездить. Но поскольку рем-комплект уже куплен, мы их заменили. В этом узле тоже ничего нельзя смазывать. При разборке корпуса внимательно следите за треугольными пластиковыми направляющими. Их легко потерять, а новые продаются только в комплекте с «корзиной» (так иногда называют корпус), и не всегда. «Корзины» разных моторов при внешней схожести существенно отличаются размерами и формой пазов для грузиков. Решившись на замену, обратите внимание на буквы, выбитые на поверхности. Если вы установите на ваш скутер «корзину» с другой маркировкой, характер скутера может существенно измениться. И не в лучшую сторону. Точно так же не стоит устанавливать на штатную «корзину» «чужую» крышку. Если же надумаете заняться тюнингом вариатора, обязательно посоветуйтесь со специалистом. Иначе только зря потратите время и деньги. На ведомом шкиве вариатора расположено центробежное сцепление. Его колод ки достаточно долговечны, но если вы ничего не знаете о прошлой жизни скутера, а тем более, если он вяло трогается с места и плохо разгоняется, стоит проверить их состояние. Если не удастся узнать значение минимальной толщины накладок, придется оценивать «на глаз». «Криминальными» считаются колодки, у которых на поверхности накладок есть сколы или трещины, а толщина явно мала (меньше 1,5 мм). Проверьте состояние внутренней поверхности барабана. Если есть выработка, придется его проточить, как это делают с тормозными барабанами автомобилей. Но любая несоосность, появившаяся после проточки, может вызвать сильную вибрацию, и подшипники, на которых вращается барабан, быстро выйдут из строя.
Вот теперь, когда все проверено и неисправные детали заменены, можно со спокойной душой установить ремень и собрать все в обратном порядке. Чтобы облегчить сборку, обожмите новый ремень, стянув его между обоймами ведомого шкива, как показано на фото. Помните, с каким усилием была затянута гайка ведущего шкива? С таким же усилием ее нужно затянуть снова. И с теми же предосторожностями. У многих скутеров крышка вариатора цельная, а не из двух половинок, как у того, что на фото. Если при установке такой крышки затягивать винты как попало, она может покоробиться, а коль совсем уж не повезет, то и треснуть. Тяните их от середины крест-накрест. Или двигайтесь по спирали, но тоже от середины.
Так откручивают гайку, крепящую шкивы: ключом и стопором-монтировкой.
«Корзина» вариатора разобрана.
Проверка работы бендикса: крутите, как кубик Рубика... Далее - как в тексте.
Детали автоматического сцепления скутера Suzuki Address. Колодкам еще работать и работать - они даже как следует не притерлись.
На рабочих поверхностях грузиков и «корзины» вариатора видны глубокие продольные риски. Грузики - на помойку, «корзина» еще послужит.
При установке ремня таким вот движением утопите его между половинками ведомого шкива.
Автор: Сергей Шигаль
Источник: Журнал МОТО