Мой личный скутер Yamaha Jog Artistic (серия 3KJ).
Современные скутера (как и многие современные мотоциклы) имеют систему электрооборудования, существенно отличающуюся от автомобильной. В частности, если на автомобилях применяется объединенная система питания, в которой генератор и аккумулятор вместе работают на всех потребителей энергии, то на многих современных мотоциклах (особенно легких) и скутерах принята раздельная схема питания, в которой аккумулятор питает одних потребителей, а генератор – других (хотя, разумеется, специальный регулятор при работающем двигателе перераспределяет часть энергии генератора для зарядки аккумулятора и подпитки “его” потребителей). То есть современная система мотоциклетного электрооборудования, несмотря на “автомобильный” постоянный ток +12 вольт, имеет две раздельных цепи +12 вольт – одна цепь от аккумулятора (на ней +12 вольт есть всегда), и вторая – от генератора (на ней +12 вольт есть только при работающем двигателе). Причем система зажигания питается от второй цепи – что позволяет завести современный мотоцикл или скутер вообще без аккумулятора, и делает блокировку двигателя отключением аккумулятора невозможной.
Разумеется, всякий современный скутер или мотоцикл имеет электростартер – однако одновременно все они имеют запасной ножной кикстартер, что делает блокировку электростартера с целью предотвратить угон также совершенно бессмысленной. Одновременно это означает, что угонщику для отключения сигнализации достаточно просто отсоединить аккумулятор – и затем, заведя мотор кикстартером, он может спокойно уехать.
Система зажигания на всех современных мотоциклах, скутерах, мокиках и квадроциклах электронная бесконтактная, причем датчик Холла почти везде наглухо вмонтирован в двигатель. Что характерно – и генератор (переменного тока с выпрямителем, как на автомобилях, только с самовозбуждением от постоянных магнитов, чтобы запускаться без аккумулятора) также обычно наглухо вмонтирован в двигатель и имеет встроенное реле-регулятор, доступ к которому крайне затруднен (наружу из генератора выходит единственный провод +12в). И даже если реле-регулятор внешний, его отключение не помешает завести двигатель - генератор сконструирован японцами так, что постоянных магнитов хватает для выработки достаточного для работы зажигания тока. Все режимы работы зажигания задает микропроцессорный контроллер-коммутатор, имеющий минимум выводов (обычно 5 проводов – масса, +12в от генератора, вход от датчика Холла, выход на катушку зажигания и провод принудительной остановки мотора). Вся эта проводка “двигатель - коммутатор - катушка зажигания” очень компактна, лежит сверху двигателя и легко прослеживается, так что внесение изменений в нее неэффективно. Еще более неэффективно использование для иммобилизации скутера или мотоцикла идущего от коммутатора к замку зажигания “провода принудительной остановки” – остановка мотора достигается замыканием этого провода на массу, поэтому любой грамотный угонщик просто откусывает этот провод прямо на коммутаторе, заводит мотор кикстартером и уезжает, без всякой возни с замком зажигания.
Ну как, Вы уже достаточно напуганы и считаете противоугонную защиту “двухколесного друга” заранее обреченным делом? Напрасно – если к делу подойти с умом, можно добиться вполне надежной защиты, и я сейчас покажу, как это делается.
Часть 1 – Минимальный комплект
Под минимальным я понимаю комплект из базового блока MS-Bike и простой сирены. Такой комплект при низкой цене уже обеспечивает приличную охрану и широкий сервис.
Прежде всего найдем место для установки сирены и основного блока. Место должно быть достаточно защищенным от взлома, грязи и влаги, хорошо передавать на базовый блок сигнализации удары и вибрации, и в то же время сирену из него должно быть хорошо слышно. Этим условиям на скутерах Yamaha вполне отвечает место установки штатного звукового сигнала (гудка) – он стоит в “клюве” за достаточно прочной решеткой (у меня это место еще дополнительно усилено толстой стальной пластиной, на которой закреплена передняя “ручка для переноски скутера”).
Рис.10 Место для установки сигнализации – пластмассовый “клюв” передней облицовки снят, штатный сигнал (3) перенесен на боковой кронштейн крепления. Остальными цифрами обозначены: 1 – светодиод сигнализации, 2 – замок зажигания, 4 – штатный кронштейн крепления сигнала (на него мы закрепим сигнализацию), 5 – разъем замка зажигания, 6 – регулятор заряда аккумулятора с разъемом. Кликните на картинке для увеличения.
На рис.10 хорошо видно это место – чтобы расчистить пространство для сигнализации, мы перенесем штатный звуковой сигнал (поз.3 рис.10) на боковой кронштейн крепления (там крепится резистор регулятора заряда, но места хватит и сигналу). На этом месте штатный звуковой сигнал слышно почти так же хорошо, как и на обычном его месте. Сирену и основной блок мы закрепим на место звукового сигнала (поз.4 рис.10), для чего согнем из толстого оцинкованного железа переходную деталь хитрой формы – с широкой горизонтальной площадкой сверху (для основного блока сигнализации) и узкой площадкой снизу (для крепления сирены). Результат показан на рис.11 и 12:
Рис.11 Крепление основного блока сигнализации (2) и сирены (4) с помощью переходной детали (3). На переднем плане – крепление (1) штатного сигнала и резистора регулятора заряда на штатном боковом кронштейне. Кликните на картинке для увеличения.
Рис.12 Крепление основного блока сигнализации (3) и сирены (2) с помощью переходной детали (4). Слева – штатный звуковой сигнал (1). Кликните на картинке для увеличения.
Светодиод сигнализации идеально встает в пластмассовую облицовку скутера рядом с замком зажигания (см. рис.10), для чего в облицовке придется просверлить отверстие диаметром 7мм под установочную втулку светодиода. Провод светодиода лучше не укорачивайте, а просто скрутите в моточек – это позволит Вам не отключать светодиод при снятии задней облицовки передка скутера. Секретную кнопку лучше всего расположить в подседельном багажнике скутера, под обивкой в нише для реле стартера (само же реле перенести на кабельный жгут рядом). Во-первых, этот багажник запирается на замок, а во-вторых, мало кому придет в голову вынимать обивку в поисках кнопки. Проводку секретной кнопки будем тащить по основному жгуту электропроводки скутера, для чего придется как минимум демонтировать заднюю часть передней облицовки и полик скутера. Длинны заводского провода кнопки как раз хватает.
Теперь подготовим проводку. Начнем с того, что удалим лишние провода с контактами из разъемов жгутов B и C (см. рис.2). Должны остаться следующие провода:
- Черный (масса)
- Зеленый (сирена)
- Красный (+12в электроника)
- Оранжевый (+12в от замка зажигания)
- Два коричневых (сигналы поворотов)
- Сине-красный (+12в силовые)
- Два желтых (иммобилайзер).
Удаленные провода сложим в пакетик – они нам еще понадобятся при расширении системы. В красном и сине-красном проводах стоят предохранители. Возьмем красный провод после предохранителя, укоротим его до 4 сантиметров и припаяем к сине-красному проводу после предохранителя прямо внутри его колодки (контактные лепестки легко вынимаются из колодки) – это упростит нам дальнейший монтаж.
Теперь подыщем подходящий двухконтактный разъем для сирены. Разъем нужен компактный и не позволяющий перепутать провода. Укоротим зеленый провод до 4 см, а на черном проводе на таком же расстоянии зачистим участок провода для пайки – и распаяем эти провода в гнездо разъема. Вилку разъема, соблюдая нужную полярность, распаяем на провод сирены (см. рис.13). Если в Вашем хозяйстве совсем плохо с разъемами – можете запаять провод сирены наглухо, однако тем больше проблем у Вас будет при замене вышедшей из строя сирены.
Обратите внимание, что я не ставлю рекомендованный производителем сигнализации предохранитель для сирены – дело в том, что этот предохранитель скорее дань автомобильным стереотипам (когда злоумышленники первым делом разбивают сирену молотком или замыкают ее проводку), нежели чем реальная необходимость в случае, когда сирена стоит вплотную к основному блоку сигнализации и защищена со всех сторон (спереди – пластиком и мощной стальной пластиной, сзади и с боков - мощным небьющимся пластиком “клюва” и рамой).
Рис.13 Сигнализация и сирена на переходной детали (1) с подсоединенными проводами. Обратите внимание на разъем сирены (2), гнездо которого примотано к пучку проводов синей изолентой.
Теперь прикрутим на место переходную деталь с привинченным основным блоком сигнализации и сиреной, воткнем на место все разъемы (включая разъемы светодиода и секретной кнопки согласно их цвету), и начнем подсоединять сигнализацию к скутеру согласно схемы (рис.16) – прямо по пунктам:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Черный провод сигнализации подсоединим к черному проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это масса.
3. Сине-красный провод сигнализации подсоединим к красному проводу в гнезде разъема регулятора заряда (поз.6 рис.10). Это +12в от аккумулятора.
4. Оранжевый провод сигнализации подсоединим к коричневому проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это +12в при включенном зажигании.
5. Два коричневых провода продернем в хлорвиниловую трубку (для предохранения от перетирания) и введем в фару. Там подсоединим их к коричневому и зеленому проводам, идущим соответственно на левый и правый указатели поворотов (разумеется, в гнезде их разъема – чтобы можно было свободно снимать сами поворотники).
Провода не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Я предпочитаю подсоединять провода внутри штатных разъемов скутера, а не методом “прикрутки” к штатным проводам. Также не забываем укладывать провода вдоль штатных жгутов скутера и приматывать их изолентой – так будет аккуратнее и удобнее при ремонте скутера.
Вот, собственно, и все – если не считать иммобилайзера. Ставим на место предохранитель аккумулятора, устанавливаем чувствительность датчика удара, вводим в память все брелки и проверяем работу системы.
Рис.14 Сигнализация (А) на своем месте (провода для наглядности сняты). Стрелка B указывает на лючок моторного отсека, за которым удобно поставить микроволновый датчик.
В качестве финального штриха – переставляем штатный аккумулятор скутера таким образом, чтобы для доступа к его клеммам или его снятия понадобилось бы разобрать половину скутера. Заодно прячем предохранитель аккумулятора и проводку вокруг него вглубь рамы скутера, а там, где это невозможно – одеваем проводку в сплошные металлические кожуха, согнутые из миллиметровой стали. Пусть угонщики попарятся, пытаясь отрезать аккумулятор от сирены.
Иммобилайзинг
Как я уже объяснял, блокировать работу двигателя скутера штатными средствами не получится – они слишком очевидны и легко парируются злоумышленником. Поэтому придется пустить в ход средства нештатные.
Идея использовать электроклапан для отсечки топлива лежит на поверхности – но применительно к скутеру Yamaha оказывается весьма плодотворной. Дело в том, что Yamaha использует подачу бензина самотеком (бензобак выше карбюратора), и просто оторвать шланг от клапана и сунуть его в банку с бензином не получится – бензин не потечет. Нужна не просто банка, а бачок со штуцером в днище, и поставить его можно не абы куда, а только достаточно высоко (например, на багажник), и как-то при этом закрепить. К этому нужно быть готовым, и на все это нужно время – которого, при орущей сигнализации, у угонщика мало.
Теоретически можно соединить шланги напрямую – но я ставлю оригинальный клапан, у которого входной и выходной шланги настолько разного сечения, что соединить их без специального переходника, втыканием друг в друга или на трубке, не получится. Теоретически также можно кинуть на электроклапан +12в в обход сигнализации – но где их взять на скутере, при спрятанном аккумуляторе? Тащить с собой батарейки? К этому, опять же, готовы немногие угонщики – учитывая, что штатно электроклапан на скутеры не ставится и такая блокировка двигателя на них большая редкость. Кроме того, надо еще догадаться, что дело в подаче бензина, и найти этот электроклапан – а запрятать его можно далеко…
Рис.15 Электроклапан в бензомагистрали – поставлен почти “в открытую” (на самом деле он находится под пластиком облицовки, которая снята для наглядности). Параноики могут спрятать его под седло вместе с куском бензомагистрали от карбюратора.
Реализация подключения клапана проста, как грабли:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Желтый провод сигнализации соединим с оранжевым проводом сигнализации (+12в при включении зажигания).
3. Второй желтый провод сигнализации подсоединим к электроклапану (при нехватке длинны надставив проводом близкого сечения).
Убедитесь, что на корпус электроклапана приходит надежная масса, вставьте на место предохранитель аккумулятора – и наслаждайтесь иммобилайзером. Только помните, что теперь при севшем аккумуляторе Вы и сами не заведете свой скутер.
Рис.16 Минимальный комплект сигнализации MS-Bike плюс иммобилайзер – схема подключения. Предохранитель F1 – штатный предохранитель скутера. Кликните на схеме для увеличения.
В заключение первой части хочу обратить Ваше внимание на элегантность предложенного решения: минимум проводов проложено вдоль основной проводки скутера, а перерезание тех, которые все-таки проложены (от секретной кнопки и электроклапана) ничем не помогает угонщику. Сигнализация и сирена хорошо защищены от механического разрушения, прикрыты от непогоды и грязи, и в то же время достаточно доступны для ремонта и модернизации. Наконец, сам монтаж максимально упрощен и доступен практически каждому.
На минусах такого решения мы остановимся позже, а пока двигаемся дальше.
Часть 2 – Интеллектуальный комплект
Под “интеллектуальным” я понимаю комплект из базового блока MS-Bike, простой сирены и микроволнового датчика Falcon MWS-2A. Такой комплект при умеренной цене обеспечивает более мощную охрану, намного меньший процент случайных тревог и широкий сервис. Особенно рекомендуется в случае, если Вы храните аппарат во враждебном окружении из нервных соседей и любопытных подростков, а также при наличии значительных вибраций в месте хранения.
К “минимальному комплекту” нам понадобится добавить следующие провода на разъемах основного блока сигнализации:
- Бело-синий (внешняя зона микроволнового датчика).
- Серый (внутренняя зона микроволнового датчика).
- Белый (масса в режиме охраны)
Далее делаем все строго по пунктам:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Датчик Falcon MWS-2A устанавливаем в верхней части двигательного отсека (за лючком B – рис.14), рядом с маслобаком, при помощи кронштейна Z-образной формы, закрепленного под болт крепления катушки зажигания. Датчик устанавливаем горизонтально, разъемом к “корме” скутера. Провод от датчика ведем вдоль штатного жгута электрооборудования скутера к основному блоку сигнализации.
3. Черно-красный провод датчика соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
4. Черный провод датчика соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
5. Черно-синий провод датчика соединяем с бело-синим проводом сигнализации (внешняя зона микроволнового датчика).
6. Черно-белый провод датчика соединяем с серым проводом сигнализации (внутренняя зона микроволнового датчика).
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и проверяем работу сигнализации, регулируя необходимую чувствительность внешней и внутренней зон микроволнового датчика (внешняя зона должна подавать короткие сигналы при приближении человека к скутеру ближе 0.5 м сбоку и 0.2 м спереди и сзади, внутренняя – при приближении вплотную с любого ракурса). Такая чувствительность “по человеку” обеспечивает наилучший компромисс между защитой от ложных срабатываний датчика (по мелким животным типа кошки) и антивандальной функцией сигнализации.
Часть 3 – Комплект-максимум
Под “максимальным” я понимаю комплект из базового блока MS-Bike, простой сирены и двух датчиков - микроволнового Falcon MWS-2A и датчика наклона MS-TL. Этот комплект обеспечивает наиболее мощную защиту, наименьший процент случайных тревог и широкий сервис.
Провода все те же, как в “интеллектуальном” комплекте. Датчик MS-TL установим в районе центрального “паука” рамы (место под поликом скутера, где хребтовая труба передней части рамы переходит в две трубы задней части, и где находится характерный X-образный кронштейн крепления полика). Датчик устанавливаем в штатном положении (горизонтально, основанием вниз) под одной из “лап” X-образного кронштейна – для чего воспользуемся парой длинных (30мм) винтов M4 с проставками из металлической трубки (или, на худой конец, нескольких подходящей высоты гаек M5). Обратите особое внимание на гидроизоляцию этого датчика – например, перед установкой заверните его вместе с подключенным кабелем в несколько слоев тонкого полиэтилена (типа того, который применяется для заворачивания пищи в микроволновых печах), а затем обмотайте все это дело в несколько слоев скотчем, особенно тщательно уплотняя соединение полиэтилена с проводом.
Далее делаем все строго по пунктам (в виде дополнения к “интеллектуальному” варианту):
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Красный провод датчика MS-TL соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
3. Черный провод датчика MS-TL соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
4. Желтый провод датчика MS-TL соединяем с серым проводом сигнализации (немедленная тревога) через развязывающий диод КД105, Д219 или аналогичный.
5. Разрезаем черно-белый провод датчика MWS-2A и в разрыв вставляем развязывающий диод КД105, Д219 или аналогичный.
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и проверяем работу сигнализации.
“Максимальный” комплект – удовольствие не из самых дешевых, и, на мой взгляд, он обеспечивает уже чрезмерную защиту для дешевых скутеров и легких мотоциклов. Вот если у Вас тяжелый чоппер класса Honda GoldWing или классный спортбайк типа того же Honda FireBlade – максимальный комплект будет в самый раз.
иточник:Скутер Дайджест