Право на "табуретку"
Катерина Богомолова
Финансовые известия
25.09.2010 Инфраструктура по подготовке водителей мопедов и скутеров в России отсутствует
Бесшабашные водители скутеров и мопедов (в народе - "бешеные табуретки") давно стали бичом российских дорог, ведь для управления данными транспортными средствами не нужно иметь "права". Но все меняется - Государственная дума приняла к рассмотрению поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагается ввести новые категории водительских прав, в частности создать новую категорию М для владельцев мопедов и скутеров. Ориентировочно права с новыми категориями появятся в марте 2011 года. Вот только парламентарии не подумали о самой малости - кто будет обучать многочисленных скутеристов-мопедистов? Экспертное сообщество говорит, что качественно учить владеть скутером или мопедом в Москве практически некому, к тому же нет и соответствующей программы обучения.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что документ приводит "законодательство РФ в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года". В разработке законопроекта принимали участие МВД и правительство. Нужен он стал для того, чтобы желающие водить транспортные средства типа скутеров или мопедов знали правила ПДД. До сих пор никакой статистики ДТП с участием мопедов не ведется, так как регистрацию мопеды не проходят. По данным Федеральной таможенной службы (ФСТ), ежегодно ввозится порядка 20-30 тысяч таких транспортных средств. Предположительно в последние 10 лет в РФ их могло быть ввезено до 300 тысяч штук.
По действующим правилам категория А позволяет управлять мотоциклом, категория B - автомобилем массой до 3,5 тонны, категория С - автомобилем массой больше 3,5 тонны, категория D - автобусами, категория Е - тягачами с прицепом. Новым проектом ФЗ устанавливается ряд дополнительных ограничений на управление транспортными средствами, а также вводится ряд новых категорий и подкатегорий водительских прав. К примеру, вводятся категории М - мопеды и скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см, А1 - легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, BE - легковой автомобиль с прицепом массой более 750 кг, D1 - микроавтобус с числом мест до девяти и несколько других категорий для большегрузного транспорта и проч.
В поправках к закону прописано, что право на управление транспортными средствами категории M и подкатегории А1 предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста (сейчас водить мопед или скутер разрешено с 14 лет), при этом сдать нужно будет только теоретический экзамен на знание ПДД. Экономист "НИЦ ЕЭС" Джавад Агаев считает крайне необходимым утверждение данного законопроекта в части выделения категории М, так как водители скутеров - а это, как правило, подростки - вообще не имеют представления о правилах дорожного движения и элементарно не могут правильно передвигаться по проезжей части. Неудивительно, что именно поэтому данная категория водителей так часто попадает в ДТП, многие из которых заканчиваются летальным исходом. В этой ситуации может спасти шлем, но и подобное редко встретишь на дорогах. Поэтому заставить каждого потенциального мопедиста сдать соответствующий экзамен, прежде чем сесть за руль, безусловно, необходимо. Создание же подкатегорий А1, С1, D1, по его мнению, не является целесообразным, так как это лишь усложнит и без того непростую процедуру получения водительских прав.
В случае принятия закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Вождение транспортных средств без прав соответствующей категории влечет наложение административного штрафа в размере 20 тысяч рублей. Нововведения касаются только новоявленных водителей. Как отмечено в тексте законопроекта, "водительские удостоверения, выданные в Российской Федерации до вступления в силу настоящего ФЗ, признаются действительными до окончания установленного в них срока". К сдаче экзаменов на права новых категорий будут допускаться лица только "после соответствующей подготовки". И новый законопроект также предусматривает введение аккредитации для автошкол, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей, - в соответствии с распоряжением правительства от 15 июля 2010 года.
Эксперт УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Назаркин отмечает, что мы берем пример с Евросоюза, в большинстве стран которого, а также в Японии и Индии уже давно все скутеры и мопеды подлежат обязательной регистрации, а их владельцы обязаны иметь права на управление этими транспортными средствами. Поэтому ничего удивительного в инициативе депутатов нет. По оценке ведущего аналитика системы вертикального поиска SmartUs.ru Артема Рязанцева, поток желающих обучаться в мотошколах увеличится не сильно - на 10-15%. "Проблема эта решится очень просто - больше автошкол введет параллельное обучение для сдачи на права категории А, B и скутер/мопед, так что в этом смысле поправки будут только способствовать нормальному развитию регулятивной базы и хоть немного, но улучшат ситуацию на дорогах", - говорит он.
Но все это, к сожалению, не более чем голая теория. Так, в большинстве мотошкол столицы, где реально учат вождению, а не торгуют "корочками", постоянный аншлаг, да и грамотных инструкторов попросту не хватает. Но и это лишь часть проблемы. Руководитель мотошколы ExtraDrive Илья Бибанов рассказал "Финансовым Известиям", что никто учебной программы по мопедам не делал, ее попросту нет. Единственный вариант - ориентироваться на мотоциклетную программу, в которой содержатся основные принципы вождения такого рода транспортных средств. Однако для управления скутером или мопедом нужны специфические навыки, отличные от мотоциклетных, это более опасные, чем мотоцикл, средства передвижения, особенно на больших скоростях. Но кого это волнует - все, кто в состоянии, бросятся предлагать обучение и на мопедах. "И в 90% случаев это будет такая же профанация, как час обучения на мотоцикле или на машине. Инструкторы не готовы. В Москве есть всего одна школа, которая может дать реальные навыки вождения мопедов", - говорит Илья Бибанов.
В среднем сейчас один час обучения на мотоцикле стоит порядка 1000-1500 рублей, по предположению Ильи Бибанова мопед будет чуть дешевле - 800 рублей в час. Нормальный курс обучения на мотоцикле включает в себя 10-15 часов, то есть придется выложить 8-12 тысяч рублей, а потом еще и идти в ГИБДД сдавать экзамен. В качественные мотошколы очереди вырастут, а платить за обучение ради проформы народ не станет. "Все воспринимается, как будто государство поставило новый шлагбаум на пути у людей. Не будут люди учиться. Родители станут детям дарить "права" вместе с мопедом", - говорит директор ExtraDrive. По его мнению, у ГИБДД просто появится новый источник финансирования.
Артем Рязанцев предполагает, что в этой ситуации самыми пострадавшими от нововведения окажутся продавцы попавшей под раздачу прав мототехники. "Очевидно, что спрос на нее снизится, причем заметно. Конечно, останутся те, кто продолжит покупать технику без прав - погонять на даче, но после введения поправок большинство желающих просто откажется от покупки", - считает он.
Источник:
Скутер Дайджест